Город нетронутой истории будущего: интервью Александра Михайлова


13 августа в 17-00 в рамках финала нашей арт-резиденции пройдёт экскурсия известного исследователя города Александра Михайлова. Также он примет участие в нашем круглом столе, посвящённом настоящему и будущему Перми Великой.

Мы пообщались с исследователем, и он поделился с нами своими впечатлениями о Чердыни, тем, что думает по поводу её перспектив и возможностей.

Урбанист Александр Михайлов

«Первый раз я оказался в Чердыни в 2019 году. Помню своё первое ощущение, которое сохраняю до сих пор: это город нетронутой истории. Цельная ансамблевая историческая застройка, с совсем небольшим вкраплением советского Дома культуры и силикатного серого кирпича. Это, вместе с потрясающим ландшафтом, позволяет Чердыни быть уникальной. Но говорить мы будет не вполне об этом.

Мы поговорим о том, что такое город сам по себе, чем он отличается от посёлка, как развиваются современные тенденции урбанизации и дезурбанизации. Исторически города возникают как пространства торговые, обменные: у людей нет потребности жить скученно вместе, если они занимаются сельским хозяйством. Город возникает как торг и как крепость. И дальше начинает трансформироваться.

То и дело можно встретить мнения, что идеал городского поселения – это либо американские одноэтажные пригороды Нью-Йорка, либо же сверхплотные небоскрёбы. Однако города все разные: допустим, в Перми проводился самый радикальный эксперимент редевелопмента советского города – это мастер-план 2010 года, который показал, что индустриальный город нужно „сжимать“, делать более плотным и доступным для пешеходов. С Чердынью дело иное: сейчас самое актуальное — дать этому месту экономический импульс, понять, может ли урбанистика, история и архитектура стать точками развития города.

Александр Михайлов в Покче

На мой взгляд, да: Чердынь может и даже обязана развиваться как туристическое направление, но для создания потока посетителей нужно, в первую очередь, решить несколько острых инфраструктурных задач. Это быстрый транспорт: рейсовый автобус, проходящий через Березники и Соликамск со всеми остановками – это довольно долго и утомительно. Нужен нормальный автовокзал. Необходима гостиница – „Северный Урал“ не справится с большим туристическим потоком — и, разумеется, необходима доступная, разнообразная и вкусная еда. Правда, для появления точек питания нужен тот же самый туристический поток, и получается немного „сказка про белого бычка“. Но без инфраструктуры местные богатства никак на пользу людям не обратить. Для этого не нужны гигантские вложения средств: допустим, в Ленинградской области и Карелии есть сеть прекрасных и комфортных отелей „Точка на карте“ – их уже более шести штук – состоящих из модульных блоков, которые в своей сути вообще являются адаптированным вариантом автозаправочных павильонов.

Но туристический познавательный туризм – далеко не единственное, чем может заниматься Чердынь: все мы знаем, что сейчас совсем необязательно работать в том населённом пункте, где ты получаешь зарплату. Люди могут здесь заниматься чем угодно: от IT до стриминга того, как ты играешь в компьютерные игры. Для этого, конечно, нужна хорошая связь: но ту же вышку 5G (когда они, наконец, появятся) поставить проще, чем тянуть оптоволокно. Можно ещё вспомнить опыт Швеции и Норвегии, которые стали продавать своё северное суровое положение как конкурентное преимущество: сервера больших компаний требуют серьёзного охлаждения. А у нас к этому прибавляется ещё и дешёвое электричество.

В общем и целом, Чердыни нужно определиться с тем, куда она будет двигаться. Посмотреть на опыт маленьких исторических поселений в других странах – но не принимать этот опыт буквально, а рассмотреть их ходы и уроки. Об этом мне бы и хотелось поговорить и поразмышлять на арт-резиденции „Чердынское междуречье“.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *